Сложная эпидобстановка в России, связанная с короновирусной инфекцией, привела к негативным последствиям не только в экономике, но и в настроениях покупателей. В 2021 году 72% россиян, отвечая на вопросы социологов, сказали, что испытали стресс.
Одновременно с этим 75% респондентов продолжают считать себя счастливыми. И почти для половины респондентов счастье связано со здоровьем. Об этом рассказала Анастасия Сидорина, руководитель клиентской группы холдинга «Ромир» в ходе онлайн-конференции на тему «Потребительский рынок России: итоги 2021 года и ключевые вызовы 2022». Деньги делают счастливыми 21% россиян. От 14 до 16% респондентов связывают счастье с наличием близких рядом, благополучием в доме, гармонией с самим собой, комфортом и удовольствием.
В ситуации, когда доходы населения не успевают за инфляцией и ростом цен, россияне используют любые возможности для борьбы со стрессом. Два основных метода: изменение образа жизни (прогулки, время с близкими людьми и пр.) и трансформация потребительской корзины.
Например, 27% россиян борется со стрессом, покупая новые вещи. Еще 36% – с помощью вкусной еды. Примечательно, что в 2021 году спрос на готовые блюда вырос на 47%. Потребители, с одной стороны, стали более рационально подходить к тратам и реже посещать кафе и рестораны, но теперь они гораздо чаще хотят баловать себя, заказывая готовые блюда на дом.
Первенство среди вариантов готовой еды, повышающей уровень счастья и снимающей стресс, удерживают пицца и суши. Любителей японской кухни почти 27,9%, итальянской – 24,1%. Почти в два раза реже заказывают пироги, основные блюда и завтраки. Также есть спрос на супы (6%), салаты (4,5%) и сэндвичи (4,1%).