Нашествие роботов в ритейле. Реалии 2018 года

Написал moderator в рубрике |23 Апрель 2018 | 2 2 1578

- Привет, Дженни. Мне к пятнице нужен новый костюм, поможешь с покупкой?

- Привет. С удовольствием. Загляни после работы в ХYZ Store. В течение 10 минут расскажу им о твоих предпочтениях, нужные варианты будут ждать тебя в магазине. Потом просто кинь мне фото, я подберу обувь и закину коробку к тебе домой вечером.

- Отлично. Спасибо, Дженни. О, еще дома молоко кончилось, организуешь?

- Уже едет по адресу. Хорошего дня!

Вполне обычный ваш диалог с роботом по дороге с работы в самом ближайшем будущем.

Виртуальные персональные помощники – тренд, популярность которого набирает обороты день ото дня. Siri, Google Assistant, Microsoft Cortana, Amazon Alexa и наша соотечественница Алиса от Yandex помогут позвонить или отправить сообщение, вызовут такси, подскажут погоду, закажут еду на дом, напомнят о запланированной встрече, опубликуют пост в соцсетях. Пользователи находят этот сервис удобным, и специалисты ожидают, что через 3 года более 7,5 миллиардов устройств будут оснащены подобным программным обеспечением. Ряд брендов уже взяли эту технологию на вооружение: например, кофейная сеть Starbucks в сотрудничестве с Apple и Amazon представляет услугу виртуального официанта: клиенты имеют возможность заказать кофе по пути в кафе. И это только начало: по прогнозам экспертов, к 2020 году количество покупателей, использующих в процессе шопинга голосовых помощников, возрастет до 100 миллионов! Что ж, покупателям удобно, продавцам выгодно.

Чат-бот – идеальный собеседник

Чат-боты, к примеру, настолько распространены, что уже не кажутся чем-то из ряда вон выходящим. Как правило, они отвечают за коммуникацию магазина с клиентами. И надо сказать, с развитием технологии делают это все лучше и лучше. Например, бот H&M в мессенджере Kik помогает с выбором и покупкой одежды и аксессуаров. Анализируя ответы собеседника на простые вопросы, он предлагает рекомендации, и тот может сразу же купить понравившуюся вещь онлайн. Если покупка онлайн недоступна, бот подскажет адрес магазина. В России чат-боты также активно внедряются ритейлерами. Самый известный пример – сеть магазинов здорового питания «ВкусВилл». Их чат-бот помогает решить такие вопросы, как поиск ближайшего магазина, замена «любимого» продукта, просмотр каталога товаров и их рейтинга. Делегирование этих вопросов боту позволяет разгрузить персонал магазина и «горячую линию». Преимущества чат-ботов очевидны: они стоят дешевле и при этом очень работоспособны, обрабатывают большой пул запросов и работают круглосуточно.

Робот-консультант и робот-мерчандайзерi

Еще одна технология, помогающая сократить затраты на персонал (как известно, это вторая по объемам расходная статья в бюджете любого сетевого ритейлера), – роботизация персонала. Да, именно так. Вместо человека покупателя будет обслуживать робот. Как это делает, например, робот Pepper в магазинах b88ta в Пало-Альто и Санта-Монике. Разработанный японской компанией Softbank совместно с французским концерном Aldebaran, он приветствует посетителей, информирует их и развлекает. Робот Пеппер обучен не только взаимодействовать с людьми, но и воспринимать их эмоции. С его появлением поток посетителей в торговых точках вырос на 70%, продажи – на 50%.

Помимо обслуживания покупателей, роботы могут контролировать наличие товара в выкладке, предупреждая таким образом ситуации out-of-stock. По данным исследования IHL, во всем мире потери ритейлеров от out-of-stock составляют до $450 млрд в год. Решить эту проблему призваны такие роботы, как TORY, Tally и Stockbot. Используя технологию NFC (Near Field Communication, «ближняя бесконтактная связь») и трехмерные датчики, они следят за присутствием товара в нужном месте и в необходимом количестве. Скорость работы и минимизация ошибок – главное преимущество роботов. Немецкая сеть магазинов одежды Adler, например, активно использует в работе TORY, который сканирует RFID-метки в 10 раз быстрее, чем это делает продавец. К тому же роботы способны регулярно проверять выкладку товара в зале на соответствие плану по мерчандайзингу, обеспечивая при этом надежность, равную почти 100%.

Российский ритейл роботы еще не захватили. Сегодня на отечественном рынке доступны лишь промороботы, подобные Promobot. Но стоимость их использования слишком высокая и выгоднее привлекать к работе людей. Так что пока они воспринимаются скорее просто как способ продемонстрировать свою инновационность на фоне конкурентов.

Рынок ритейла развивается стремительно, новые задачи требуют новых решений. И лишь те из компаний, которые не боятся мыслить нестандартно, оперативно откликаются на происходящие изменения, внедряют современные технологии, смогут выиграть борьбу за покупателя на этом рынке высочайшей конкуренции.

Редакция Merchandising.ru

Ваша оценка
Нашествие роботов в ритейле. Реалии 2018 года
moderator в рубрике
2 2 1578
2

Комментарии
 

Добрый день. Про робота Pepper написано много, но первый раз я вижу такие цифры.

"С его появлением поток посетителей в торговых точках вырос на 70%, продажи – на 50%".

Разрешите поинтересоваться, откуда взяты эти цифры? Не 15-20-30%? А 50%! 

И вот это тоже... "обеспечивая при этом надежность, равную почти 100%" ... так сомнительно.

Гость
Татьяна, добрый день, извините, пожалуйста, за задержку с ответом.
О росте трафика и продаж в результате использования робота Pepper данные взяты из статьи, которая ссылается на исследование Softbanks Robotics America - https://medium.com/neuromation-io-blog/top5-ai-projects-in-retail-1f8ed8871a0e

 

А на надежность, равную почти 100%, указывает статья в журнале Think:Act (Октябрь, 2016, стр. 10, последний абзац)
Гость