Дискуссии о судьбах категорийного мерчандайзинга и менеджмента в России ведутся уже давно и будут продолжаться. А мы напомним, что такое категорийный менеджмент, и расскажем, какие его преимущества уже оценили ритейлеры в Европе.
Категорийный менеджмент — управление категорией как самостоятельной бизнес-единицей, направленное на достижение целей магазина/сети исходя из интересов покупателей. В его основе лежит стремление максимально предоставить покупателям то, что они хотят, где хотят и когда хотят. Чтобы добиться этого, ритейлер группирует товары по категориям в соответствии с тем, как они используются, потребляются или покупаются.
Отличительная особенность категорийного менеджмента в том, что управление категорией осуществляется не разными отделами, а одним менеджером. В его задачу входит увеличение прибыли категории товаров в целом, повышение продаж с каждого квадратного метра. Категорийный менеджер самостоятельно управляет ассортиментом и регулирует объемы закупок, отталкиваясь от интересов сети и напрямую взаимодействуя с поставщиками. Последние при этом активно вовлечены в процесс, им передается часть функций по формированию ассортимента, ценообразованию, мерчандайзингу.
Категорийный менеджмент – это масштабные цели
Целью категорийного менеджмента является не получение быстрой «одноразовой» прибыли, а эффективность ритейлера, которая в долгосрочной перспективе приводит к увеличению продаж, улучшению торговой среды и лояльности клиентов. Иными словами, сеть стремится управлять каждой категорией продуктов таким образом, чтобы обеспечить наибольшую привлекательность для потребителей и максимизировать свою прибыль.
Грамотное планирование ассортимента, конкурентные цены, интересные акции и визуально привлекательные планограммы — каждый из этих элементов должен учесть менеджер категории, чтобы в итоге создать максимально привлекательное для клиента предложение. Все элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, от размера товара будет зависеть то, где он будет размещен на полке. Или известно, что маркетинг может влиять на ценообразование. Однако поскольку в центре внимания категорийного менеджмента потребители, то именно их покупательская способность, а не рекламная привлекательность будет определять, какие продукты и где будут представлены в магазине.
Преимущества категорийного менеджмента
Поскольку внедрение категорийного менеджмента затрагивает всю структуру закупок и продаж, то стратегия ритейлера приобретает конкретный смысл – постановка четких целей и понимание конкретных шагов по их достижению. Поэтому первым очевидным плюсом можно назвать определение конкурентной стратегии, которая понятна сотрудникам и которая будет определять управление ассортиментом.
Кроме того, можно выделить следующие преимущества:
● Оптимизация структуры магазина/сети и взаимодействия отделов, в первую очередь торгового и маркетингового.
● Повышение мотивации и эффективности сотрудников. Конкретный менеджер отвечает за определенную категорию и полностью несет ответственность за ее результативность, соответственно, в его интересах работать лучше.
● Повышение уровня удовлетворенности покупателей, т.к. при планировании ассортимента учитываются их интересы. Люди будут возвращаться туда, где приятнее и удобнее делать покупки.
● Рост продаж по каждой категории товаров минимум на 5%.
● Сокращение неликвидных и малооборачиваемых товаров, оптимизация товарных запасов.
● Взаимовыгодное партнерство ритейлера и поставщика. Представители обеих сторон совместно управляют товарами и брендами категории, планируют маркетинговые мероприятия, оптимизируют закупки и логистику.
Редакция Merchandising.ru