Войти
Что делать продавцу с просроченным хлебом?
Статьи

Хлебные изделия есть в ассортименте всех продуктовых магазинов. Объем потребления сложно прогнозировать, поэтому торговые сети часто заказывают хлеба больше, чем могут реализовать. Из-за короткого (в среднем около 3 суток) срока годности хлеба перед продавцом стоит вопрос, что делать с просроченной или невыкупленной продукцией?

Самый популярный способ минимизировать неликвид – регулярные скидки на товар, который вот-вот потеряет свежесть. Так, в пекарнях «Волконский» и «Хлеб насущный» действует скидка на выпечку 30% в конце дня. А сеть супермаркетов «ВкусВилл» на постоянной основе ввела в обращение «зелёный» ценник на скоропортящиеся продукты с истекающим сроком годности, их можно приобрести со скидкой 40%.

Однако проблема остается. И заключается она в том, что законодательно закрепленного алгоритма обращения с некондиционными продуктами питания до сих пор нет.

Самый простой для продавца способ работы с просрочкой – «списать и закопать» (или сжечь), но не все считают это целесообразным и удобным. Тем более, что есть и другие варианты «пристройства» просроченного хлеба – более ответственные.

Возврат неликвида производителю

Вплоть до лета 2017 г. существовала практика возврата поставщику хлеба с истекающим сроком годности или уже просроченного. Так, в 2016 г. около трети всего объема хлеба вернулось из торговых сетей обратно к производителю. С 1 июня 2017 поправки в законодательство привели к тому, что крупные федеральные ритейлеры вынуждены отказаться от этой возможности. X5 Retail Group, «Ашан Россия» и Мetro Cash&Carry составляют договоры с контрагентами на поставку хлебобулочной продукции на безвозвратных условиях и берут все расходы по утилизации на себя. Но закон оставляет возможность поставщикам добровольно принимать возвраты.

Вторичная переработка

При должном техническом оснащении предприятие (чаще всего, производитель) может выгодно переработать остатки нераспроданного, бракованного или зачерствевшего хлеба. Это возможно, если прописан резервный срок годности и хлеб прошел контроль на вторичную переработку. Его перемалывают в мелкую крошку, которую затем используют для приготовления панировочных сухарей и закваски, добавляют в кондитерские изделия в виде вкусового наполнителя, выпекают хлебобулочные изделия пониженных категорий качества. Такой подход довольно рентабелен для крупных производств и не выгоден для небольших пекарен, потому что требует технологических мощностей и сопровождается бюрократическими проволочками.

Корм для животных

Некоторые сети и производители передают хлебопродукты с истекающим сроком годности личным подсобным хозяйствам для откорма скота. Чаще всего договоренности не оформлены, поскольку официальная передача требует экспертных проверок на пригодность хлеба в пищу животным. За то время, что идет лабораторное тестирование, хлеб может стать абсолютной некондицией.

Благотворительность и фудшеринг

Движение фудшеринга (от англ. food share – «делиться едой») пришло к нам из Европы, где во многих странах законодательно запрещено уничтожать непроданные продукты. К движению охотно присоединяются небольшие частные пекарни. Например, «Хлеб насущный» не только предлагает вечернюю скидку 30%, но и передает нераспроданные хлеб и выпечку волонтерам благотворительных организаций.

Однако при передаче нереализованного товара предприниматели несут финансовые потери, так как не могут вернуть НДС, как при обычном списании. Поэтому крупные предприятия в рамках текущего законодательства официально не заинтересованы в убыточном фудшеринге. Проще утилизировать продукты по истечению срока годности.

Некоторые активные благотворительные организации, например, Фонд продовольствия «Русь», продвигают поправки в налоговое законодательство для упрощения схемы передачи продуктов нуждающимся.

Уничтожение неликвидной продукции

Если поставщик по договору не берет на себя обязательство утилизировать просроченную продукцию, то магазин должен сделать это самостоятельно. По закону ФЗ «Об отходах производства и потребления», юрлица обязаны заключать договоры с организациями на услуги по уничтожению пищевых отходов. Таких подрядчиков, обладающих всеми необходимыми разрешительными документами, немного. Но и те, что есть, жалуются на неполную загрузку. Многим предпринимателям проще и дешевле отправить просрочку на несанкционированные свалки.

Хлеб в нашей стране вызывает споры об этичности процесса его утилизации как никакой другой продукт питания. Пока законодательно не урегулирована упрощенная схема передачи хлеба нуждающимся или его вторичная переработка, главным способом остается грамотное планирование закупок и минимизация нереализованной продукции.

Редакция Merchandising.ru


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

29.мар.2024
Мнения экспертов о положении вещей в ретейле на постсоветском пространстве
25.мар.2024
Мы попросили ответить на вопрос «Как вы ищете сотрудников и мотивируете их работать с вами?» представителей нескольких трейд-маркетинговых агентств и ...
05.мар.2024
Мерчандайзинг в малых форматах - отдаленная перспектива или актуальная необходимость?