ЗАЕМНЫЙ ТРУД: «ДА» ИЛИ «НЕТ»?

Написал redactor в рубрике |23 Декабрь 2015 | 0 5 2186

С 1 января 2016 года вступает в силу закон №116-ФЗ, который формально провозглашает запрет на заемный труд. На практике же этот нормативный акт меняет правила аутстаффинга.

Аутстаффинг распространен в России и в других странах мира как эффективный способ организации труда сотрудников на временной основе. Его используют нефтяники и газовики, строительные компании и исследовательские агентства, высокотехнологичные IT-компании и участники рынка трейд-маркетинговых услуг.

Аутстаффинг персонала широко практикуется компаниями, открывающими филиалы в других странах и городах. Временный персонал используется практически на каждом втором предприятии. Это удобно, экономно и современно.

Если до недавнего времени правовой статус аутстаффинга в РФ был размыт, то в соответствии с новым законом аутстаффинг приравнивается к понятию «заемный труд» и попадает под запрет. Хотя и не под категоричный запрет.

Формально, и заемный труд, и аутстаффинг представляют собой «труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника». Однако в законе прописаны условия, при которых заемный труд выходит из-под запрета, превращаясь в «цивилизованный аутсорсинг».

Основные моменты законодательных нововведений сводятся к следующему.

Во-первых, право осуществлять деятельность по предоставлению персонала имеют только частные агентства занятости (зарегистрированные и специальным образом аккредитованные в РФ), и аффилированные компании.

Насколько эти требования станут называть «запрещающими» по отношению к профессиональным игрокам рынка трейд-маркетинга, оказывающим услуги аутстаффинга? С одной стороны, все возможности подтвердить серьезность своих намерений, профессионализм и опыт у них есть. Точно так же, как  и требования об уставном капитале в размере не менее 1 миллиона рублей, отсутствии налоговой задолженности, а также отсутствии судимости у руководителя частного агентства подтвердить крупным игрокам рынка трейд-маркетинговых услуг не составит труда. С другой – как будет устанавливаться аффилированность компаний, пока не очевидно.

Во-вторых, вводятся ограничения по сферам применения заемного труда. Например, нельзя использовать заемных работников для работы в опасных и вредных условиях, а также в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания. К счастью, эти ограничения не попадают в участников рынка трейд-маркетинга.

В-третьих, меняется правовое оформление трудовых взаимоотношений агентства, работника и работодателя. Договор о предоставлении труда работника (персонала) отличается от заёмного труда тем, что он является соглашением сторон, а не односторонним распоряжением работодателя, и для его заключения требуется согласие работника.

Подобные новации повлияют в первую очередь на деятельность тех компаний, которые работают с мигрантами, и позволят улучшить условия их труда, однако в сфере трейд-маркетинга и так достаточно цивилизованный подход к этому вопросу, в отличие, скажем, от сферы строительства. Агентства в сфере трейд-маркетинга не практикуют принудительный рабский труд, однако теперь их затраты на организацию «рабочего взаимодействия» могут возрасти.

В-четвертых, в законе будет прописан максимальный срок использования заемного труда работника – не более 9 месяцев.

Важным моментом в новом законе является то, что в качестве частных агентств занятости, предоставляющих персонал, не могут выступать субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы. То есть, по большому счету, изменения, происходящие вроде бы в сфере трудового права, представляют собой попытку закрыть для участников рынка возможность оптимизации налоговых расходов.

– Кто из участников рынка трейд-маркетинга попадет под удар нового закона и как это повлияет на состав игроков рынка?

– Какие возможности и способы аттестации применимы к компаниям, оказывающим услуги по найму торгового персонала?

– Насколько возрастут издержки агентств, предоставляющих заемный труд, и как это скажется на стоимости услуг?

Эти и другие вопросы мы задали экспертам рынка.

***

Юрий Ефросинин, исполнительный директор KellyOCG Россия

Новый закон заставляет «покупателей» заемного труда задуматься о стратегии. Для чего они покупают заемный труд? Если с целью экономии на затратах и налогах, то с 1 января такие возможности сокращаются. Если экспертизу партнера и возможность сфокусировать собственную команду на ключевых задачах за счет передачи маркетинговой функции под управление поставщику, то для них новый закон лишь усилит конкурентные преимущества. Отсюда и влияние на состав поставщиков. Те, кто использовал «серые» схемы, окажутся под пристальным вниманием стражей нового закона. Те же, кто предоставлял полный аутсорсинг функции, лишь усилят свои позиции.

Критерии аттестации частных агентств описаны в новом законе, они просты и прозрачны. Аттестация аутсорсинговых компаний – задача непростая даже на развитых рынках. Такая аттестация может включать как оценку уровня менеджеров, работающих в компании, так и аудит бизнес процессов, системы контроля качества, наличия программ непрерывности бизнеса для клиентов и устранения проблем.

Любое ограничение, а закон всегда направлен на ограничение, влечет за собой дополнительные издержки. В случае с ФЗ 116, эти затраты будут связаны, в первую очередь, с изменением ценообразования, учета затрат на проектах и выставлением счетов. Как следствие, возрастут трудозатраты у поставщиков, и стоимость услуг. При этом, возрастут и моральные издержки, если можно так выразиться. Они обусловлены многочисленными и разнообразными опасениями рынка на тему - как будет применяться закон и как будут трактоваться требования, прописанные в законе.

Наталья Пилипчак, эксперт по закупкам в крупных транснациональных компаниях

Как и любой запретительный акт, данный закон вызовет много вопросов, а также повлечет до какой-то степени передел рынка. Этот закон отразится на бизнесе кадровых агентств, которые по сути должны отказаться от предоставления данных услуг. Хотя многие компании-заказчики уже приняли решение остаться именно с этой категорией поставщиков.  Для меня гораздо важнее увидеть долгосрочные последствия этого закона. Не секрет, что часть компаний-заказчиков закрывает глаза на организацию процесса, который происходит внутри компаний-поставщиков, предоставляющих заемный труд, полагая, что достаточно иметь «белый» договор только со своим поставщиком. А что происходит дальше, уже компанию-заказчика не касается. Закон о запрете заемного труда может спровоцировать ряд проверок, целью которых будут именно такие клиенты. Т.к. конечный заказчик услуг является и конечным получателем всех выгод по стоимости и налогообложению. И именно конечный заказчик отвечает за прозрачность и правомерность действий всей цепочки. Поэтому  каждая к
омпания, которая пользуется услугами заемного труда и аутсорсинга, должна дать себе честный ответ на такие вопросы, как:

 - Есть ли стопроцентная уверенность в том, что услуги по аутсорсингу оказываются в полном объеме и отчеты не фальсифицированы?

 - Есть ли понимание того, как функционирует вся цепочка подрядчиков и субподрядчиков при оказании услуг?

 - И что особенно важно, есть ли у компании понимание, при каком уровне цен оказание услуг невозможно в принципе?

Ольга Зиновьева, управляющий партнер OPEN

Я бы не стала говорить об  «ударе закона». Во-первых, мы все об этом давно знали. Во-вторых, закон есть закон, и нравится он кому-то или нет – если он принят, мы все обязаны подчиниться. С нашей точки зрения, закон ставит мощный качественный фильтр:  с поля уйдут недобросовестные поставщики, работающие по «серым» схемам. Не секрет, что у многих из них даже коды деятельности не соответствуют требованиям, и очевидно, что это еще один способ ухода от налогов. Именно такие «оптимизаторы» трудоустраивают персонал различными незаконными способами, как попало сдают отчетность.  Мы рассчитываем, что с принятием закона вся «пена», зарабатывающая не на качественной услуге, а на увертках от закона и уклонении от налогов, наконец-то исчезнет. Закон поможет упорядочить рынок, сделать его более прозрачным.

К проблемам, которые отчасти породит вступление в силу 116-ФЗ, я бы отнесла недоработанность ряда важных положений, которые не стыкуются не только с практикой, но и с уже существующими законодательными актами.

Что касается увеличения затрат, то я оценила бы удорожание процесса в 15-20 процентов, в зависимости от того, с какой на какую схему пришлось переходить. Затраты возрастут – вернее, уже возросли –  и у нас, и у клиентов. Опять же, это удорожание приходится большей частью на  интеллектуальные усилия и определенную «бумажную» работу. Какие-то процессы пришлось отчасти перестроить, где-то потребовалось больше документарного обеспечения, чтобы соответствовать букве закона.

Александр Царев, управляющий партнер ATCG

В течение года мы наблюдали серьезное сокращение портфеля заказов у компаний, которые специализируются на аутстаффинге. Подобных компаний на рынке достаточно много, они не так заметны, но, тем не менее, каждая из них обслуживает от 3-х до 10-15 тысяч сотрудников. Этим компаниям придется сократить объемы заказов в 2-3 раза и, скорее всего, не все из них смогут перестроить схему деятельности и заняться управлением мерчандайзингом.

Что касается мерчандайзинговых и трейд-маркетинговых компаний, то большинство из них занимается как раз аутсорсингом. Это позволит им только выиграть от внедрения новых законодательных инициатив.

Внедрение нового законодательства позволит расширить клиентские портфели ведущим игрокам в лице компаний, предоставляющих мерчандайзинговые услуги. Это произойдет за счет оттока части крупных клиентов от аутстаффинговых агентств. Что же касается агентств, то грядущие серьезные изменения возможно использовать для более быстрого внедрения новых перспективных систем управления мерчандайзингом.

В общем, думаю, что наше государство, само того не желая, продвигает рынок полевого труда мерчандайзеров в правильном направлении. Не уверен, что будут достигнуты все государственные финансовые цели повышения объема и количества собираемых налогов, но то, что рынок получит дополнительный стимул, и крупные игроки усилятся – это однозначный факт.

Редакция Merchandising.ru

Ваша оценка
ЗАЕМНЫЙ ТРУД: «ДА» ИЛИ «НЕТ»?
redactor в рубрике
0 5 2186
5