Инновационный ритейл

Написал moderator в рубрике |11 Апрель 2018 | 0 0 174

Инновации захватывают все сферы жизни, и ритейл не исключение. Голосовые помощники, доставка товаров на дом, компьютерное зрение, искусственный разум: поговорим о том, какие технологии играют ключевую роль в торговле в 2018 году.

Жизнь с доставкой

Можно сколько угодно корить современное поколение потребителей за лень и привычку к получению любых услуг онлайн, однако бессмысленно отрицать: эта тенденция будет только усиливаться. Ожидается, что рост интернет-продаж к 2020 году составит 20,7%, в то время как розница вырастет лишь на 3,6%.

Наиболее перспективный с точки зрения инвестиций период – ближайшие пять лет. Акулы бизнеса, почувствовав потенциал этой ниши рынка, совершают многомиллионные сделки с целью увеличить долю электронной коммерции. Например, крупнейшая в мире розничная сеть Walmart приобрела онлайн-сервис Jet.com, рассчитывая, что эта покупка позволит усовершенствовать существующую систему доставки товаров. Похожим образом действует и Amazon, осуществив в 2017 году слияние с сетью магазинов Whole Food Market, на базе которых компания планирует организовать распределительные центры и тем самым создать инфраструктуру для сервиса по доставке еды Prime Now.

Российские ритейлеры не остаются в стороне: «Ашан» и «Магнит» в скором времени запустят проекты по доставке fresh-продукции. Интернет-магазин Ozon.ru также расширяет ассортимент за счет продовольственных товаров. «Глобус Гурмэ» в сотрудничестве с компанией Gett планирует доставлять еду в течение четырех часов с момента заказа.

Всевидящее Око: технология фотораспознавания в ритейле

Порядок на витринах и в магазине в целом – это зона ответственности мерчандайзеров и менеджеров торгового зала, среди которых могут попадаться как высокопрофессиональные, так и некомпетентные сотрудники. Чтобы исключить влияние человеческого фактора, в скором времени ритейлеры станут отдавать предпочтение технологии компьютерного зрения. Эта инновационная разработка позволяет отслеживать товарные остатки на полках в зале и на складе, фиксирует факты кражи или порчи товаров, позволяет осуществлять шопинг без привычной оплаты на кассе (например, в супермаркете Amazon Go в Сиэтле плата за выбранные товары взимается автоматически с карточки посетителя после выхода из магазина). Выгода использования технологии компьютерного зрения очевидна: стандартизация внутренних процессов, сокращение затрат на оплату труда, отсутствие очередей, минимизация краж, качественное и быстрое обслуживание, всегда актуальные данные о количестве товаров.

Кроме того, фотораспознавание позволяет изучать состав аудитории, частоту посещения конкретных покупателей в магазинах и их поведение. Эти данные не только важны для дальнейших маркетинговых исследований, но имеют и практическое применение. Например, нежелательные посетители, замеченные в кражах, могут быть определены уже на входе, что важно для обеспечения безопасности. Или наоборот, технология помогает распознавать лояльных клиентов и улучшить работу с приоритетными группами покупателей.

Российские X5 Retail Group, «ВкусВилл» и «Дикси» уже тестируют распознавание лиц в своих торговых сетях. Результаты этих пилотных проектов будут обнародованы в ближайшее время. А один из крупнейших ритейлеров Китая JD и вовсе объявил об открытии сотен магазинов без привычного человеческого персонала. С помощью RFID-технологии и распознавания лиц они будут отслеживать перемещения покупателей в торговом зале и товары, которые они выбирают. По мере накопления информацию планируется использовать для изучения предпочтений каждого клиента и создания персонализированной рекламы. Кроме того, полученные данные помогут ритейлеру более эффективно пополнять запасы в своих торговых точках.

WFM-системы – планирование, контроль, экономия

Большую роль в оптимизации работы персонала магазина играют также планирование и построение гибких графиков. Продавцы активно используют WFM-системы (Workforce Management) для управления человеческими ресурсами. Они позволяют рассчитать число сотрудников, которое требуется для работы в торговом зале в определенные часы. WFM учитывают не только исторические данные, но также маркетинговые активности, цели планирования и требования законодательства. В итоге компания существенно уменьшает ФОТ, повышает качество обслуживания и, следовательно, продажи.

Эффективность подобных программ наглядно показывает случай компании Co-Operative. В 2009 году, после покупки сети магазинов перед руководством встал вопрос построения графиков для 52000 сотрудников в 2400 магазинах. Решить непростую задачу помогло внедрение системы Kronos. Благодаря ее использованию компания смогла наладить строгий контроль за временем работы персонала, лучше прогнозировать и планировать графики. В частности, переработки сократились на 3500 часов в неделю, а общая экономия расходов на персонал составила 12 млн фунтов в год.

В России также есть успешные кейсы использования WFM. Сеть супермаркетов «Оливье», например, после внедрения российской разработки VERME смогла сократить ФОТ на 15% и поднять производительность сотрудников на 7%.

Встреча «по расчету»

Чтобы магазин успешно работал, его необходимо построить в правильном месте. Сейчас все больше компаний выбор локации для будущей торговой точки доверяют специальным геопространственным аналитическим программам. Они в автоматическом режиме определяют оптимальное местоположение, учитывая геоданные, транспортные потоки, численность и активность населения, а также специфические данные ритейлеров. Так, несколько лет назад сеть химчисток Pressto планировала выйти на рынок Индии и открыть свои филиалы в Мумбаи и Дели. По ее просьбе, специалисты Quantta Analytics определили наиболее удачные локации для химчисток в этих городах, благодаря которым, по оценкам аналитиков, в перспективе компания сможет увеличить прибыль на 20% и сократить расходы на маркетинг на 10%.

На отечественном рынке ритейлерам доступно решение Geomatrix, среди его клиентов значатся ТЦ «Июнь», IKEA, сеть магазинов «Кораблик» и другие.

***

К счастью или к сожалению, но мир вокруг постоянно меняется, и темпы развития будут лишь ускоряться. Чтобы быть успешным в современной реальности, необходимо брать на вооружение новейшие разработки и искать нестандартные способы их применения. Ведь если не успеете вы – успеют ваши конкуренты!

Редакция Merchandising.ru 

Ваша оценка
Инновационный ритейл
moderator в рубрике
0 0 174
0