2016. Тренды и Перспективы.

Написал redactor в рубрике |28 Декабрь 2015 | 0 3 1385

Через несколько дней наступит 2016 год. Какие же перспективы ожидают индустрию сервисов по поддержке продаж и какие тренды видят наши эксперты? На эти вопросы редакция постаралась ответить в этой небольшой статье.

1 января 2016 года вступает в действие Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", прозванный прессой законом о заемном труде. Закон и дополнительные акты, принятые позднее разъяснили новый порядок предоставления услуги и ограничения, полностью меняющие рынок мерчандайзинговых услуг.  

Во-первых, предоставлять услугу смогут лишь аккредитованные компании. Для них установлены минимальные требования по уставному капиталу, квалификации руководителей, членству в СРО.

Во-вторых, ограничены условия, при которых предоставление персонала будет считаться обоснованным. Работы, выполняемые персоналом, не должны относиться к ключевым компетенциям заказчика.

В-третьих, ограничен срок предоставления персонала. Это 11 месяцев.

Предполагая, что добросовестные участники рынка не будут искать лазеек и станут буквально следовать букве закона, то единственным полностью приемлемым способом оказания мерчандайзинговых услуг станет предоставление сервиса по обеспечению визуальной представленности, контроля и обеспечения коммерческих соглашений между производителем и торговой точкой, предоставления информации о результатах такой деятельности. Данный сервис должен оказываться собственными ресурсами компании и предоставлять собой полный комплекс услуг, в ходе которого невозможно обнаружить ни одного из признаков скрытого «займа» персонала или аутстаффинга. Таковых ожидается минимум три.

Наличие прямого управления проектом со стороны клиента путем предоставления персонала, прямо ставящего задачи и контролирующего результат. Указание поставщику на требуемый уровень оплаты персонала, особенно путем прямого предоставления ведомостей и графиков учета рабочего времени. Участие сотрудников клиента в процедурах подбора, найма и обучения мерчандайзеров.

В течении последнего года произошли серьезные изменения, приведшие к резкому сокращению фактических доходов всех категорий граждан. В силу сложившейся практики, мерчандайзеры являются одними из самых низкооплачиваемых сотрудников в товаропроводящей цепи. И такие люди больше всех пострадали от девальвации национальной валюты, инфляции. В сочетании с резким сокращением предложения со стороны гастарбайтеров, новых российских граждан (бывшие гастарбайтеры, получившие российское гражданство), индустрия потеряла огромное количество работников. Молодые россияне, прошедшие службу в рядах Вооруженных сил, имеют возможность выбирать между тяжелым трудом мерчандайзера, охранника, службе в государственных органах. Таким образом, ситуация, при которой заработная плата мерчандайзера в Москве в районе 22-25 тысяч рублей, не претерпевавшая в последние годы серьезных изменений, стала неприемлемой для кадров необходимой квалификации. Для достижения прежнего уровня качества сотрудников, необходима индексация минимум на 35-40%, чтобы быть конкурентными на рынке труда.

21 января 2015 года поправки в закон «О торговле» внесла в Госдуму группа сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой. Авторы предлагают снижение максимального разрешенного размера ретробонуса, а также запрет любых дополнительных выплат сетям со стороны поставщиков. Что касается отсрочки платежей поставщикам, то она должна сократиться с 10 до 5 дней за скоропортящиеся товары, с 30 до 20 дней — за товары со сроком хранения до одного месяца, с 45 до 35 дней — за товары длительного хранения.

Казалось бы, какая связь с индустрией мерчандайзинга? Самая прямая. Торговые сети активно ищут новые источники поступлений средств, которые бы возместили будущие потери. Многие из них рассматривают возможность продажи коммерческого инвентаря (листинг, дополнительная выкладка, ценовые промоi) и маркетингового (POSMi, участие в каталогах, in-store реклама) наряду с предоставлением сервиса по поддержке share of space, управления категориями и мерчандайзингом. Для индустрии это означает выход на рынок большого количества новых «игроков», аффилированных с сетями. Увеличение работы ФАС, разрушение традиционных методов оказания услуг – те последствия, которые ожидают индустрию в горизонте нескольких лет.  

За прошедшие 2 года резко возросло количество решений по автоматизации процессов, связанных с предоставлением сервиса. Постановка задач, создание и контроль маршрутов, затраченного времени и подтверждение нахождения в торговой точке, распознавание фотографий и перевод изображений выкладки в цифровые данные стали обычными для индустрии. Расширение применения этих инструментов, с одной стороны, решили многие насущные вопросы индустрии, с другой поставили новые. Кто должен обеспечивать мерчандайзеров инструментами? За чей счет? Какие плюсы и минусы тотального контроля и не будут ли сотрудники больше времени уделять «соответствию» алгоритмам, часто созданными компаниями, никогда не видевших «полей», чем непосредственной работе?

Несомненно положительно стоит оценить внедрение государством автоматизированных средств налогового контроля. Индустрия консолидируется. Неблагонадежным поставщикам сложнее реализовывать проекты, опираясь на неправильное налоговое поведение и злоупотребляя им. Однако положительный эффект для всей отрасли серьезно ограничивается возможностями клиентов по увеличению стоимости сервиса. 

Мы будем признательны за комментарии нашим читателям и экспертам, которые можно делать ниже.

Редакция Merchandising.ru

Ваша оценка
2016. Тренды и Перспективы.
redactor в рубрике
0 3 1385
3